Это была лежачая школа. Детей в ней прежде всего
лечили, а уже потом учили. И вот, в процессе лечения и учения, мы
подошли к стихотворению Лермонтова "Бородино".
Бессмертные стихи, за которые не одно поколение
получало пятерки. Тем более наши девочки, которые так любят учиться...
И вдруг я слышу совершенно нелепое:
- Земля тряслась, как наши руки...
- Стоп! Почему руки? Как у Лермонтова?
- Земля тряслась, как ваши руки.
Призываю на помощь терпение великих учителей прошлого.
- Внимание! Битва, о которой пишет Лермонтов, не зря
вошла в историю. Это была трудная битва. Солдаты устали, они дышали
как? Правильно, тяжело. Поэтому груди у них - что? - Кое-где
захихикали. - Груди у них вздымались, тряслись. - В классе захихикали
громче. - Не руки, а груди. - Я с трудом продирался сквозь смех. В
классе мальчиков ничего подобного не было. Руки трясутся от чего? От
страха! Разве мог Лермонтов написать, что у наших солдат руки тряслись
от страха? Ну-ка, читай сначала.
Девочка читает. Сначала все идет хорошо. Но вот она доходит до главного:
- Земля тряслась, как наши руки.
Девочка умолкает. Она свое сказала, теперь очередь за мной.
- Послушай, мы уже выяснили, что руки трясутся у труса.
И еще у вора, который боится, что его схватят за руку. Ну, хорошо.
Пусть тебе кто-нибудь поможет. Кто поможет?
Лес рук.
И опять звучат стихи. Замечательные стихи, я слушаю с
наслаждением. Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой
удалый, наш рукопашный бой! Земля тряслась, как наши руки...
- Опять руки?! Это же земля тряслась... Разве земля похожа на руки? Она похожа на груди, потому что земля круглая...
Кажется, я слишком отошел от Лермонтова. Сообщение о
том, что земля круглая, вызвало такую бурю, какую вызывало разве что во
времена наших далеких предков.
Да, это была битва! Звучал булат, картечь визжала, рука
бойцов колоть устала... Потом раздался звонок, и я отступил в
учительскую.
|