Однажды к Дов Беру, Маггиду (еврейскому традиционному проповеднику)
из Межирича, приехал богатый купец. Ребе как раз вкушал скромную
трапезу вместе с учениками, и купец присоединился к ним.
— Скажи мне, — спросил Маггид, — вот ты — человек богатый и благочестивый. Чем ты питаешься?
Купцу польстило то, что Маггид упомянул не только его богатство, но
и религиозное рвение. Ведь, действительно, он трудился в поте лица
своего и в делах коммерции, и на ниве веры.
— Видишь ли, ребе, — заговорил гость, явно довольный собой, — я мог
бы позволить себе самые изысканные яства, но боюсь, как бы они не
совратили меня с пути праведного. Поэтому и ограничиваюсь пищей
беднейших: кусочком хлеба да щепоткой соли.
— Какое кощунственное пренебрежение к Создателю! — воскликнул
Маггид. — Он благословил тебя богатством и могуществом, а ты
отказываешься от тех радостей, которые им сопутствуют. Это оскорбляет
Бога, даровавшего тебе такие блага. Отныне ежедневно вкушай мясо и пей
хорошие вина!
Гость был потрясён. Ученики Маггида тоже пребывали в смятении. Когда
купец ушёл, они стали просить ребе объяснить эти слова. Ведь очевидно —
купец искренне старался избежать мирских соблазнов, а Маггид упрекнул
его именно за это.
— Может, и так, — ответил Дов Бер. — Но вот что я скажу: если этот
богач станет вкушать мясо и пить вино, то, несомненно, поймёт, что
беднякам нужны, по меньшей мере, хлеб с солью. Если же сам он будет
обходиться хлебом и солью, то скоро придёт к выводу, будто бедняку
достаточно воды и камней.
Комментарий Рами Шапиро
Какая добродетель лежит в основе глубочайшей веры? Самоуничижение?
Смирение? Доскональное исполнение ритуалов своей религии? Для Дов Бера
эта добродетель — щедрость. Богатый и набожный купец воспринимал своё
богатство как искушение, испытание воли. Он мог наслаждаться
богатством, но не делал этого, ибо боялся выказать недостаток
благочестивого смирения. Потому жил по-нищенски, чем и гордился. Этот
купец совершил целый ряд ошибок. Во-первых, не пользовался дарами,
которые получал от жизни, и значит, вёл себя неблагодарно. Во-вторых,
не делился богатством с другими, и значит, проявлял скупость.
В-третьих, не понимал истинную природу человеческого служения Богу:
делать добро другим. И значит, не мог возлюбить ближнего как самого
себя. Или мог?
Наверное, он всё-таки любил ближнего как самого себя. Но проблема
заключалась в том, что себя-то как раз он любил недостаточно. Ребе Дов
Бер хотел, чтобы этот человек полюбил себя — тогда он смог бы полюбить
Бога и ближнего. Ты здесь для того, чтобы служить Богу, поступая
по-божески по отношению к тем, кто тебя окружает, и, в конечном счёте,
по отношению к самой жизни. Дарами Творца делись с другими.
Тот, кто по-настоящему любит Бога, любит жизнь и всё живое. Принимай
дары, приносимые жизнью, радуйся им и используй их наилучшим образом.
Тогда обнаружишь в себе щедрость духа, которая раскроет сердце твоё и
твои ладони, чтобы поделился ты дарами с миром.
|