Хасидская притча
Как-то раз, отправившись в Люблин к Хозе-провидцу, ребе Давид из
Лелова по пути остановился у своего друга, которого должен был взять с
собой. Тот жил очень бедно, но всё-таки попросил жену приготовить ужин
для гостя.
Женщина растерялась. Всё, что у неё было, — это немного муки — ни
щепотки соли, ни капли масла. Тем не менее, она пошла в лес, собрала
хворост для печки, затем замесила муку с водой и наварила на ужин
клёцок.
Уже вернувшись из Люблина, ребе Давид рассказал своей жене о путешествии и среди прочего сказал:
— Когда я ужинал у друга перед совместной нашей поездкой, его жена
приготовила необычайное лакомство. Такое было ощущение, будто она
приправила это блюдо специями из Ган Эден (Сада Эдемского). Никогда не
ел ничего подобного!
Зная о мистическом складе ума своего мужа и о том, как трудно
произвести на него впечатление явлениями этого мира, жена ребе поняла,
что ему довелось попробовать действительно редкостное угощение, и при
случае не преминула о нём вспомнить, чтобы выведать рецепт.
— Какой рецепт? — удивилась жена друга ребе. — Это была мука с водой.
— Нет, нет, мой Давид сказал, что вкус был такой, словно ты приправила пищу специями из Ган Эден!
Внезапно глаза той женщины округлились от осенившей её догадки.
— Гут ин химел (Господь небесный) — воскликнула она. — Собирая
хворост для печи, я молилась, говоря: «Рмбоно шёл Олам (Господин
вселенной), мне нечем почтить ребе Давида, но у Тебя, ха-Шем, у Тебя
есть Эдемский Сад. Пожалуйста, если можно, добавь немного специй в мои
клёцки, чтобы они понравились нашему гостю». Похоже, ха-Шем услышал мою
молитву
Комментарий Рами Шапиро
Что есть у тебя, чтобы почтить другого человека? Ум? Сердце?
Мастерство? Всё это даровано тебе Богом. Истоки всех твоих мыслей и
идей можно найти в работах учителей и мудрецов прошлого. Твои чувства в
действительности тебе не принадлежат — нельзя оставить при себе
приятные эмоции, а неприятные отбросить. Дела твоих рук суть результат
того, что кто-то обучал тебя и наставлял. Всё, что у тебя есть, и всё,
что ты собой представляешь, пришло к тебе благодаря усилиям других
людей; в конечном итоге всё это — плоды Божьей благодати. Воистину, без
Его даров ты — ничто.
Осознав это, человек понимает, что он сам ничего не может дать
окружающим и потому вынужден во всём полагаться на Бога: «Рибоно шел
Олам, я ничто без Тебя и Твоих даров. Не в моих силах почтить как
должно другого человека, и потому я обращаюсь к Тебе. Давай благодать
людям через меня, я буду рад возможности служить им». Кто возносит
такую молитву от всего сердца, тот воистину вкусит яств Сада Эдемского.
|