Родители Баал Шем Това славились своим гостеприимством. Каждую
неделю они приглашали в свой дом какого-нибудь нищего странника, чтобы
он мог вместе с ними отпраздновать Шаббос. Они кормили бедняка, давали
ему приют, а по окончании Шаббос вручали деньги и пищу на дорогу. Бог
обратил внимание на их великодушие, и, как это часто случается, вслед
за Богом заметил их и Сатана, Обвинитель.
Бог решил благословить эту семью ребёнком, но Сатана захотел прежде
испытать гостеприимство супругов, чтобы выяснить, действительно ли они
творят добро просто так или же в их сердцах таится надежда на
какую-нибудь небесную награду. Понимая, что Сатана постарается любым
способом заманить этих людей в какую-нибудь ловушку, пророк Илия
попросил у Господа разрешения пойти к ним вместо Искусителя. Бог дал
своё согласие, и в ближайший Шаббос Илия спустился на землю.
Он переоделся нищим, взял в руки посох и заплечный мешок, — что
является нарушением Шаббос, — и субботним днём постучался в дверь
праведников. Едва Элиэзер отворил дверь, как нищий оттолкнул его в
сторону и вошёл.
— Доброй субботы, — проговорил он, — я голоден и нуждаюсь в приюте.
Элиэзер поприветствовал странника, а его жена поставила на стол
третью субботнюю трапезу. Гость поел и улёгся отдыхать, не поблагодарив
ни хозяев дома, ни Создателя. Вечером, когда Шаббос закончился, супруги
приготовили ему Мелаве Малка (торжественную субботнюю трапезу). И
снова, поев, он не выказал ни малейшей благодарности. Пришелец
переночевал в этом доме, и наутро ему дали пищи и достаточно денег,
чтобы он мог продолжить свой путь. Тут нищий открылся, что он — пророк
Илия.
— Я пришёл испытать ваше гостеприимство, — сказал он, — проверить,
насколько вы искренни. Вы с честью прошли испытание, поскольку,
несмотря ни на что, были добры ко мне, ни словом не осудили моё
возмутительное поведение и не стыдили меня. Бог доволен вами и считает
вас достойными сына, который станет светом для очей всего Израиля.
Вскоре у них действительно родился сын — Баал Шем Тов.
Комментарий Рами Шапиро
Что значит открыть дверь страннику? Что наделяет это действие
духовным измерением? О необходимости любить соседа (то есть ближнего)
Тора говорит лишь один раз (Левит 19:18), но более тридцати раз
напоминает о любви к «дальнему» — к постороннему, незнакомцу! Почему?
Гостеприимство подразумевает выход за пределы дуалистического мышления
(я — другие, мы — они). Ты открываешь дверь лишь после того, как
раскроешь своё сердце. Таким образом, гостеприимство есть отражение
твоего духовного мира.
Тот, кто любит Бога, но опасается незнакомого странника, совсем не
понимает Бога. Бог — это Другой, являющий Себя во всех других. Любовь к
Богу и гостеприимство — совершенно сходны, в них одинаково находит своё
выражение одна и та же истина: всё есть Бог. Родители Бешта видели
проявление Бога в каждом страннике, в каждом чужаке, и потому не были
чужими Господу. Их близость к Богу отразилась на близости между ними
двумя, и в результате родился Баал Шем Тов, показавший миру Того, в Ком
пребывают все другие.
|