Один важный брахман обратился к Будде с вопросом о том, какими
особенностями должна отличаться высшая жертва. И Будда рассказывал
историю о могущественном и счастливом царе былых времён, который, после
великих побед и подчинения себе половины мира, вознамерился принести
крупную жертву богам.
Он призвал известного в те времена святого и попросил у него совета, как лучше выполнить задуманное.
В ответ святой говорит царю, что сначала следует восстановить в
государстве спокойствие, благосостояние и безопасность, а лишь затем
приступать к жертвоприношению. При этом ни одно живое существо не
должно пострадать: ни быки, ни овцы не должны быть отданы на заклание.
Слуги же царя должны совершать свои обязанности не по принуждению, не
под страхом, а добровольно, по личному побуждению. Пусть совершат тогда
возлияние молока, масла и мёда, и, таким образом, царская жертва
достигнет своей цели.
— Но есть другого рода жертвоприношение, — продолжал Будда. — Оно
легко осуществимое и, между тем, высшее, благотворное: когда раздают
подаяние благочестивым монахам, когда строят жилище Будде и ученикам
его. И есть ещё высшая жертва: когда с полным убеждением прибегают к
Будде, к его учению, к его общине, когда не лишают жизни ни одно живое
существо и избегают лжи и обмана. И есть ещё высшая жертва: когда,
приняв монашеское посвящение, отрешаются от всех радостей, от всех
страданий, и погружаются в священный покой. Но самая высшая жертва,
какую может принести человек, самая высшая благодать, участником
которой он может сделаться, доступна ему тогда, когда он обрящет
искупление и полную уверенность в том, что он никогда больше не
вернётся к привязанностям этого мира.
|